Рисуя пальцем

Автор: cha.com.ua - Последнее обновление: 28 Август 2014, 9:54 - Поделиться! - Прокомментировать!

Художник Пань ТяньшоуПань Тяньшоу (1897-1971) — мастер традиционной китайской живописи гохуа XX века, учитель и теоретик искусства.

Он работал в жанрах цветы и птицы, горы и воды в технике се-и (выражение идеи), развивая традицию вэньжэньхуа вслед за своими старшими современниками У Чаншо, Хуан Бинхуном и Ци Байши.

Кроме того, Пань Тяньшоу развивал теорию и практику живописи пальцем – чжихуа 指画 (или чжимо 指墨). Ему удалось расширить горизонты художественного творчества, отказавшись от одного из основных орудий живописца.

Живопись пальцем как самостоятельный жанр утвердилась в XVIII веке благодаря усилиям эксцентричного художника Гао Ципэя (1672-1734). С искусством бескисточного письма Пань Тяньшоу познакомился еще в детстве в родном городе Нинхуа (провинция Чжецзян), занимаясь у одного из местных художников.

Художник Пань ТяньшоуТехника чжихуа строится на работе подушечкой пальца, ногтем или краем ладони. Основным рабочим пальцем является указательный.

Для нанесения тонких и толстых линий дополнительно используются мизинец и большой палец. Средний и безымянный подключаются, когда прибегают к приему «разбрызгивания» помо. Контурные линии, и иногда каллиграфические надписи, пишутся ногтем.

Отказавшись от кисти в пользу непосредственного контакта с тушью и бумагой, Пань Тяньшоу открыл как великие выразительные возможности этой техники, так и ее ограничения. В его заметках читаем: «В живописи пальцем легко писать обобщенно, трудно передавать сложное, легко выражать идею-суть, трудно писать тщательно и детально….».

Пань Тяньшоу ценил архаичную простоту, спонтанность и грубость живописи пальцем, но также считал, что мастерство достигается, если художнику удается через обобщенные формы показать искусность, а через грубое выразить изящность.

Дерево сливы и лунаНесмотря на то, что живопись чжихуа заняла основное место в позднем творчестве художника, техники рисования кистью и пальцем никогда не были взаимоисключающими для него. Он интересовался выразительными возможностями обоих подходов, исследуя общее и различное между ними, и был уверен в том, что они способны обогащать друг друга.

В 1966 году Пань Тяньшоу написал свою последнюю работу — «Дерево сливы и луна», она выполнена в технике чжихуа.

С началом Культурной революции не только творчество оказалось под угрозой, но и жизнь мастера, занимавшего с конца 1950-х годов пост директора Чжэцзянской академии художеств. Открытая травля, устроенная против художника, и тяжелый физический труд привели к серьезным осложнениям здоровья. Пянь Тяньшоу не дожил до конца Культурной революции. Он ушел из жизни в 1971.

Автор: Ольга Панова
Источник: magazeta.com

Китайская живопись в Чайном клубе

Написать комментарий

*