Снов снов, или Випассана букашки

Автор: cha.com.ua - Последнее обновление: 17 Сентябрь 2014, 9:47 - Поделиться! - Прокомментировать!
Речка Снов, випассана 2006, фото hatha.com.ua

Речка Снов, випассана 2006, фото hatha.com.ua

Курсы Випассаны под Черниговом. Речка Снов у села Сновянка, сосновый лес, ноябрьское хмурое небо, благородное молчание. Грандиозный опыт путешествия внутрь.

Перед открывшейся бесконечностью я почувствовал себя букашкой. Фасеточные глаза и пережитое – чудесная мозаика, состоящая из фрагментов состояний на пути к свободе.

 

Кап-кап

На второй день крыша не выдержала. Кап, кап, кап. Снег нашел ход и расплавленной ипостасью через щели проник внутрь. Кап, кап. Пауза. Кап. Тишина. Вдох, выдох, кап, кап. Временами на пастбище тихих пауз забредают дикие лошади. Норовистые кони-мысли поднимают шум, ржание и удары копыт пытаются уничтожить тишину. Но их хозяин, долго спавший где-то у ядра земли, проснулся.

Вдох, выдох. Он выкопал колодец наверх. Кап, кап. Вдох, выдох. Легендарные вожжи из священных писаний. 2,5 тысяч лет назад Гаутама. Вдох, выдох. Придумал гениальный способ управлять умом. Кап, кап. Все очень просто. Кап, кап. Срединный путь. Искоренение привязанностей к боли и кайфу. Вдох, выдох. Вожжи сдерживают диких скакунов. Ум укрощен! Девятый день. Сознание чисто. Вдох, выдох. Кап!

 

Сурок

Смеюсь. Вслух смеяться нельзя – соблюдаем благородную тишину. Мне хватает внутреннего смеха. У всех по-разному, у меня смешной день – третий. Сердце охватило весь мир и смеется. Всех люблю, все люблю, все хорошо. Плохо – тоже хорошо. Завтрак в 6:30. Тарелка, ложка, кастрюля, черпак, овсянка. Черпак смеха и ухожу в дальний угол. Медитация, медитация, медитация.

Обед в 11:00. Миска, ложка, кастрюля, черпак, суп, хлеб. Полная тарелка смеха медленно исчезает внутри субатомных частиц. Медитация, медитация, медитация. Так было вчера, будет завтра. День сурка! В 17:00 ужинаю стаканом чая и бананом. Иду в мужские кельи (наш корпус). На стене – полезная информация: какой нынче день, запись на беседу к учителю, распорядок дня. Здесь же на смешной нитке висит смешная шариковая ручка. Печатными буквами дописываю слово. ДЕНЬ СУРКА 3. В очереди к учителю под номером 1 появляется Билл Мюррей…

Эстафета подхвачена день на шестой. Задать вопросы учителю желают Иваненко, Петренко, Сидоренко, Зигмунд Фрейд, Билл Гейтс, Юрий Гагарин и другие участники курса. В распорядке после строчки «21:30 – Отход ко сну» появляется рукописное: «22:00 – Нирвана».

 

Зал. Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

Зал. Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

Глаз

Слепнет левый глаз. Началось с легкого помутнения. Растирания и глазная гимнастика не помогли. После очередной сидячей медитации помутнение увеличилось. Левым глазом вижу все хуже и хуже. Но, по большому счету, смотреть все равно не на что. Взгляды направлены внутрь – в бесконечный микромир. А если ослепну? – волнуюсь. Медитируй! – отвечает ум.

Доверие к методу: взялся на 10 дней нырнуть в глубины «Я», значит, отдайся Випассане! Випассанююсь дальше. День – полуслепой, два – без изменений, три – аналогично. Вдруг выстрел. Будто спицей для вязания проткнули левый глаз. Про-о-зрел? Прозрел!

В часовых медитациях с закрытыми глазами без движений из меня вылезают тонны «хлама» – одно- и многослойные самскары, многовековые болячки, следы телесных, эмоциональных и прочих реакций на удовольствия и страдания. Самскары выходят по-разному: в виде болей и удовольствий, образов и запахов, смеха и плача. Причем покидают они меня только при условии, что я на них не реагирую. Дыхание в помощь, старче!

 

Радость

Страшная боль в печени. Беспросветно. Исчезает, и снова возникает там же, и так четыре дня подряд. Слева неожиданно появляется сухая высокая старуха, ко мне лицом. Тысячи глубоких морщин. Я ее не знаю! Стоит, поворачивается, уходит прочь. Колено правое! А-а-а! Спина-а-а! Колено левое! Е-е-е!

Черные глаза проплывают справа, зависают на уровне шеи, смотрят в упор, растворяются. Толстый белый червь лезет из печени – длиннющий! Кольцо за кольцом, бесконечно долго, но мне спешить некуда… Согнуло в три погибели. Глаза закрыты, но чувствую пол близок. Фу, какой ужасный запах! Меня разгибает обратно, вверху запаха нет. Снова вниз – вонь невыносимая!

После медитации специально все перенюхиваю, но запаха нет. Опять сидим. День? Не помню. Время? Не знаю. Болит? Не реагирую. Зубная боль слева, тройничный нерв, зубы справа.

Затишье. Созерцаю дыхание. Плавный точечный вдох, нежный выдох. Неожиданно тело взрывается. От макушки до пяток меня охватывает свободный поток вибраций. Блаженство! Тело растворилось! Я – ничто, и я – все! Спокойно. Наблюдай дыхание, не реагируй. Все в этом мире преходяще – аничча, аничча, аничча. Пройдет, пройдет. Пройдет! И печаль, и радость, радость, радость…

 

"Электроник". Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

«Электроник». Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

Огонь

На 10-дневном курсе Випассаны каждая ночь – продолжение дневных медитаций. В 21:30 с тихим наслаждением ложусь в постель, отслеживая вниманием каждый миллиметр вибраций в теле, которое пережило еще один бесконечный день погружений в субатомные миры. Закрываю глаза, но под ними не темно. Натренированный луч внимания окольцовывает тело: сверху вниз, и обратно к макушке. Когда же будет сон? А в ответ приходит Огонь.

Вся кожа вдруг воспламеняется. Я горю! Но нет боли, нет удовольствия. Это не малярия и не эмоциональное возбуждение. Как описать этот Огонь? Слов нет, но назову его нейтральным Огнем, тихим Огнем. А вслед за ним приходит колокольный звон, будто в монастыре.

Горящим облаком лечу над колокольней, а в ней звучат колокола. Мягко, настойчиво, постоянно. Я полыхаю и резонирую камертоном. Почти всю ночь. С незаметными перерывами на сон. Горю, звеню. Скоро 4 часа.

 

Люди

Так много в мире страданий, боли, обид, непонимания, злости, войн, насилия. Я заплакал. Сижу посреди зала и тихо плачу. Голова упала между коленей, а из глубокой раны текут слезы. Мыслей нет, просто плачу. Море слез о себе и людях, о жене, родителях, братьях, сестрах, друзьях, детях, стариках, прохожих, бедных, богатых, больных, здоровых. Плачу о каждом живом существе, страдающем днем и ночью, с самого рождения до смерти. Слезы заканчиваются. Медитация тоже.

Иду спать. Занимаю горизонтальное положение, и слезы с новой силой хлынули из груди. Накрываюсь с головой и рыдаю. Промокает подушка, матрац. Кровать выплывает через окно в сосновый лес и медленно плывет к звездам. Корабль набирает высоту, чтобы я охватил взором всю Землю. Пусть все живые существа освободятся от страданий, – шепчу и засыпаю.

 

Операция

Посреди ночи внимание плавно выныривает из глубокого сна и наблюдает за тем, как мне пилят череп. Аккуратно, без треска и пыли, как по маслу мне сносят крышку черепа, откладывают в сторону и приступают к какой-то операции по инсталляции то ли нового программного обеспечения, то ли «железа».

Но мне это совсем не интересно. Випассана продолжается: вдох-выдох, вдох-выдох, голова, плечи, ладони, шея, грудь, живот, спина, таз, бедра, стопы, стопы, стопы. Белые пятна на карте родины.

 

Дорога к базе. Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

Дорога к базе. Випассана 2006 г. Фото hatha.com.ua

Тук-тук

Иду из столовой. Тук-тук-тук. Тихо. Тук, тук. Вдох, выдох. Поднимаю голову. На фоне светло-серого неба – буро-зеленые волосы стройных сосен. Одна сухая. Тук, тук. Кап, кап. Захожу с другой стороны. Дятел, привет! Тук, тук. Вдох, выдох. Летят щепки наслоений прошлого. Сознание очищается. Иду домой.

Ложусь на кровать – не сплю, а продолжаю осознавать тело. В промежутках возникают образы, мысли, прозрения. Бодхидхарма знал випассану! Пришел из Индии в Китай, в горы Суншань у Шаолиня. Недаром мастер цигун Сюи Минтан посылал нас медитировать в пещеру Бодхидхармы! Основатель чань-дзэн буддизма умел медитировать.

Изменения мышц и сухожилий, промывание костного и головного мозга. Спасибо ему, и Минтану, и Гоенке, У Ба Кхину, Гаутаме, всем учителям. Изменяюсь, промываюсь, тук, тук, кап, кап, вдох, выдох.

 

Мета

Моего прадеда звали Михаилом. В детстве Миша не выговаривал «ш», поэтому называл себя Мита. Скоро буква «и» трансформировалась в «е», и люди тоже стали называть его Мéта. Позднее это прозвище «прилипло» к его сыну – моему деду.

И вдруг в последний день Випассаны я слышу: а сейчас – Мéта. Что? Ага! Мéтта – еще одна медитация. Пять минут сидим, излучаем любовь и сострадание всем живым существам. Временами кажется, что любовь и сострадание, переполняющие тебя после часовых медитаций, сами, без усилий, излучаются вовне. Пусть все существа будут счастливы!

 

Сон

Погода – отличное зеркало, отражающее процессы, идущие внутри человека: что внутри – то снаружи. В этом я еще раз убедился на курсах Випассаны. Все девять дней захватывающего путешествия внутрь себя шел дождь, падал снег, снова шел дождь, небо было затянуто серыми тучами. А на последний десятый день вдруг выглянуло Солнце!

Тучи разбежались и народ, вываливший на улицу после очередной медитации, увидел ярко-голубое небо. Блаженно купаюсь в теплых лучах Солнца. По-украински Сонця. Сон це. Это сон?

 

Автор: Тарас Литвин (статья изначально опубликована в журнале «Колесо жизни», февраль 2007 г.)

 

С.Н. Гоенка

С.Н. Гоенка

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему я пошел на Випассану?

После 11 лет занятий Чжун Юань цигун я неожиданно оказался в тупике. Дело не в цигун, это хорошая практика. Дело во мне – не смог, в отличие от других, освоить высшие ступени (мантру личного ученика, пятую ступень). Обратился к Учителям за помощью. Они «послали» на Випассану.

 

Итоги

К чему все это? Зачем Випассана?

1. Очищение. Освободился от многих кармических загрязнений, привычек, привязанностей. Будто сбросил 40 шуб и пальто, которые носил все эти годы, не замечая. То ли еще будет!

2. Счастье. Обрел фундаментальное жизнеутверждающее счастье. Не внешнее веселье, а спокойную всепоглощающую радость бытия.

3. Любовь. Внутри поселилось сострадание ко всем людям. Полюбил их, как детей. Эгоизм, неведение, влечения, отвращения делают из человека робота. Смотрю на него и вижу Человека.

4. Новый метод. 11-летняя практика цигун привела меня к Випассане. Высшей ступени цигун с другой стороны. Гениально просто и эффективно.

5. Внимание. Возросло умение концентрироваться, повысилась чувствительность ума. Появилась способность видеть и растворять импульсы подсознания – причины реакций и действий.

6. Понимание. Неожиданно обнаружил, что глубоко понимаю тексты, которые раньше воспринимал поверхностно. Например, йога-сутры Патанджали, Дао-Дэ Цзин, Бхагавад Гиту, Новый Завет, и др. Многие абзацы теперь – мой личный опыт, не просто информация.

7. Сон и пробуждение. «Я» (Эго) и мир вокруг – творения ума. Сознательного, подсознательного и бессознательного ума. Когда все три ипостаси ума очистятся, мир – иллюзия – растворится, как боль в колене, туча в небе. Проснусь.

8. Перспектива. Вижу, куда и как двигаться дальше по пути самопознания.

 

Саяджи У Ба Кхин, учитель Гоенки

Саяджи У Ба Кхин, учитель С.Н. Гоенки

Словарь

Анапана (с языка пали) – техника сосредоточения внимания на дыхании, на курсах практикуется первые три дня как подготовка к Випассане.

Аничча (с пали) – изменчивость; временный, непостоянный; перемены; все изменяется.

Випассана – в переводе с пали означает истинное видение, способность воспринимать реальность такой, какова она есть. Техника медитации, суть которой – наблюдать ощущения своего тела. Основой практики является шила — нравственное поведение, которое обеспечивает основу для развития самадхи, сосредоточения ума.

Очищение процесса мышления достигается через третий базовый элемент практики – паньня, т.е. мудрость, интуицию.

Участники 10-дневного курса Випассаны воздерживаются от убийства живых существ, воровства, всех видов сексуальной активности, принятия опьяняющих веществ и наркотиков всех видов, лжи. Все соблюдают Благородную Тишину, что подразумевает тишину тела, речи и ума.

Дхамма (пали; на санскрите Дхарма) – закон, истина, природа, праведный путь.

Метта (пали) – медитация-развитие любви и сострадания ко всем живым существам. Важная практика для достижения нирваны – полного освобождения от всех привязанностей.

Самскара (санскрит) – скрытый ментальный отпечаток; семя сознания; след, оставленный в уме и теле удовольствием или страданием.


Фло Леман (помощник Гоенки) и Юрий Деревянко в Киргизстане, 2007)

Фло Леман (помощник Гоенки) и Юрий Деревянко в Киргизстане, 2007)

Комментарий Юрия Деревянко (http://hatha.com.ua/vipassana/art_tlitvin.htm)

В апреле 2007, когда мы только познакомились, Тарас Литвин сразу произвел на меня впечатление своей осознанной готовностью выполнять любые действия, необходимые для организации максимально комфортной медитативной атмосферы на курсе, где мы служили менеджерами.

Его отношение к любой задаче, которую предстояло сделать — от натягивания веревок до ремонта дверных ручек — подкупало своей спокойной конструктивностью, уравновешивая временами возникающую в моем уме панику.

Никогда бы не подумал, что начало всем этим надписям на расписании дня, которые возникали на предыдущем курсе, положил именно Тарас. В моем представлении человек, приписавший к слову «День» слово «сурка», должен был быть отъявленным лентяем, непонятно как оказавшимся на курсе Випассаны.

Но, узнав, что происходило с этим человеком на его первом курсе, что он переживал и как на это реагировал (а вернее, как он на все это умудрялся не реагировать), я поразился и порадовался.

На протяжении всего курса, который описан в этой статье, с потолка мерно капала вода, добавив к перечню забот служащих экзотическую задачу — вовремя менять корыто в середине зала и ведро, подвешиваемое на высоте трех метров. Я также служил менеджером. Понятно, несладко новичкам, но быть настолько несерьезными, как те два-три человека, которые не выдержали, покинули курс, указав причиной такие нелепые обстоятельства, что слов не оставалось…

Подумалось — знай я тогда, как проходит курс для студента Тараса Литвина, я бы гораздо проще относился к тому, что кто-то выбрал остаться в плену своих иллюзий, покидая курс…


Дхамма Гири, центр Випассаны в Индии

Дхамма Гири, центр Випассаны в Индии

Историческая справка

Увидев, что вся жизнь состоит из страданий, а удовольствия – причины новых страданий, Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.) решил от них избавиться. Практикуя все известные в то время техники медитации, он обнаружил, что не может освободиться от глубоких корней страданий – самскар, т.е. следов предыдущих реакций и деяний, кроющихся в памяти тела, в сознательном, подсознательном и бессознательном уме.

Тогда Гаутама решил не выходить из сидячей медитации до тех пор, пока не станет полностью свободным. Сказано – сделано. Так родился эффективный метод освобождения от влечений, отвращений и неведения – Випассана.

Точнее возродился, потому что эта древняя техника существовала задолго до Сиддхартхи, а с течением времени была утрачена. Будда совершил повторное открытие: от самскар можно избавиться, просто наблюдая за ними и не реагируя на них!

Переживать реальность в себе, регулярно и беспристрастно наблюдая каждое изменение в области ума-материи, проявляющееся как собственные ощущения. В результате человек становится буддой, т.е. просветленным, свободным от страданий счастливым существом.

У Гаутамы появились ученики, которые стали обучать Випассане по всей Индии, а затем и в других странах. Например, в 527 г. н.э. в Китай из Индии пришел Бодхидхарма (по-китайски Пути Дамо, или просто Дамо), который, похоже, тоже знал Випассану. Он обучал китайцев утраченным ныне, или дошедшим к нам в видоизмененном виде методам медитации, дхьяне (по-китайски чань, по-японски дзэн).

 

С.Н. Гоенка

С.Н. Гоенка, учитель Випассаны

Сегодня

Учитель Випассаны линии Гаутамы – Шри Сатья Нараян Гоенка – покинул этот мир 29 сентября 2013 года. Випассане обучают его ученики, пользуясь аудио и видео записями учителя.

Родился С.Н. Гоенка в 1924 г. в Бирме (сейчас Мьянма) в индийской семье. В Мьянме он обучился Випассане у великого учителя Саяджи У Ба Кхина (1899-1971 гг.). В 1969 г., после 14 лет практики, Гоенка переехал в Индию, где начал преподавать Випассану, а с 1979 г. стал ездить с 10-дневным курсами по всему миру.

С тех пор он подарил Випассану тысячам людей разных национальностей и религий. С 1982 г. Гоенка обучил свыше 600 помощников-учителей, которые проводят теперь курсы Випассаны в более 100 странах (свыше 700 курсов ежегодно).

Гоенка – не монах, а мирской женатый человек. Он постоянно подчеркивал, что Випассана – не бегство от мира, а искусство жить в нем счастливо. С помощью непрерывной практики эта медитация освобождает жизнь от напряжений и привычек неуравновешенно реагировать на приятные и неприятные события.

Гоенка – выдающийся оратор, писатель и поэт, много ездил по миру с лекциями и семинарами, не раз выступал на Всемирном экономическом форуме в Давосе, на заседаниях ООН, в ведущих университетах и институтах мира.

Хотя Випассану придумал Будда, практикуют ее все люди независимо от цвета кожи и вероисповедания. Болезни и страдания не принадлежат никакой секте или религии, поэтому лекарство – универсально. В Украине курсы Випассаны проходят весной и осенью. Подробности – на сайте www.ua.dhamma.org.

Продолжение статьи о Випассане читайте здесь: Пять хаток, или Випассана через 8 лет

Вера Полозкова: «Записки с випассаны»

Написать комментарий

*