Ступени Чайного Пути

БуддаКлассификация этапов познания чайной культуры

Василий Савинков, www.renzi.ru

Между людьми, интересующимися чаем, иногда не возникает конструктивного общения, которое позволяет обогатить и расширить познания каждого человека. А часто просто переходит в споры и отстаивание своих позиций. Это легко увидеть в интернете, где нет сближающего поля реального чая, а люди и их уровень прячется за «Никами» и «Аватарками».

Непонимание происходит от совершенно разного опыта людей. Когда мы вместе работаем, дружим, пьём чай, то у нас происходят примерно одинаковые изменения и открытия в чайной области. А когда люди в разных городах, в разное время вступили на чайную дорожку, то каждый находится на своём уровне познания чая, который отличается от других и не позволяет стоять на одной ступени, где возможно полноценное общение.

Поэтому я решил разбить путь познания чая на несколько уровней, ступеней, каждой из которой соответствуют свои принципы, формы, отношения.

Каждая ступень как маятник колеблется от вовлечённости во внешнюю форму к большему уделению внимания внутренним моментам. Две стороны чайного действа, то что китайцы назвали Ча И (чайное искусство) и Ча Дао (чайный путь), не могут быть одновременно вместе, и поэтому на каждом этапе чайного совершенствования происходит больший акцент и проработка одного из них.

И поскольку принципы соседних этапов противоположны, то общение людей соседних ступенек затруднено, каждый показывает то, что ему близко и важно, и отрицает противоположное. Общение через ступеньку более понятное и принимаемое, но также непростое из-за большой разницы опыта и возможно только в конструкции учитель-ученик.

Ниже приводится описание 5 ступеней, которые проходит человек, увлечённый чаем, и с помощью этого описания можно найти уровень, на котором он находится. А также может дать понимание куда идти, к чему стремиться и, главное, чётко осознавать уровень других чайных людей и на этом строить гармоничное общение.

сосна1. Гость

Человек прикасается к чайной культуре и открывает, что чай это не просто «запивка для еды», а это целый мир со своими правилами, по которым создаётся «волшебный чай».

На этом этапе человек является пользователем, наслаждающимся результатами, созданными другими людьми, и само предложение заварить самому или попробовать это делать дома кажется ему невозможным: «Не, я не смогу! Это так сложно!»

Но он уже начинает чувствовать те нюансы вкуса и аромата, изменения тонких состояний, которые, в конце концов, приводят его к изучению мира чая, переводя на следующую ступеньку.

2. Чайник

Здесь человек обучается правилам приготовления чая, начинает ориентироваться в многообразии сортов, начинает сам заваривать чай себе и другим.

Впитывая первую попавшую к нему информацию, человек рассматривает её как истину и часто, окрылённый Чайными Людьми, не понимая сути процессов, начинает распространять, делиться с окружающими, ещё больше внося искажения в информацию — создавая мифы и легенды.

В этот момент времени человек готов спорить и отстаивать те формы, которым его научили: сколько времени настаивать, какой температуры должна быть вода для заваривания, как отставлять пальчик, держа чайник и т.д.

Нарушение «правильных» действий рассматривается как профанация чайного действа, а удержание формы является ключевым моментом на этом этапе, пока не появляется дух свободы, который развеивает жёсткие ограничения этой ступеньки.

вода3. Чайный человек

Когда рамки правил становятся узки, тогда человек становится Любителем Чая. Он просто любит пить чай в разных условиях, везде и всегда — чай захватывает всю его жизнь.

На этом этапе на первое место выходит общение с людьми — душевное чаепитие, которое не создашь простым соблюдением формы. Правила уходят на второй план, человек ими пользуется, но уже не боится нарушать, а даже радостно экспериментирует.

Главным становится создание атмосферы для чаепития: искренней, честной, чтобы все чувствовали себя как дома, были равны между собой.

Свобода в пользовании инструментами, отработанная на предыдущем этапе, даёт живость чаепитию, и чаепитие не превращается в лекцию про чай, а представляет собой живое общение, где царит чайное состояние, чувствительность и интуиция.

Часто при этом идёт развенчание мифов, созданных ранее, и сознательное разрушение надуманных правил и авторитетов, а в формах превалирует стремление к простоте и естественности.

Здесь возникает понятие «чайного братства», т.е. близких по духу людей (которым не надо объяснять, что такое чайное состояние и рассказывать классификацию чая) и стремление к объединению — быть вместе с «чайными людьми» в общем поле.

крыши4. Чайный мастер

Эксперименты со временем кристаллизуются в привычные действия, которые в отличии от этапа «чайник» основываются уже не на чужой информации, а на собственном долгом проверенном опыте использования.

Человек здесь уже не пытается доказать, что его форма правильная, просто делает так как считает нужным, удобным — для него это форма уже является магическим актом, наполненным собственным внутренним содержанием, силой.

И поэтому он в ней уверен, и для него она работает!

Чайное действо становится более профессиональным, неким сакральным действом, каждый предмет в котором несёт специальную нагрузку, создавая в пространстве более мощный поток. Он уже знает, для чего нужен каждый предмет, и правильно его использует, создавая «волшебство»: хотя бы на время чаепития с помощью чая изменяя мир.

Это уже Чайный Мастер — немного отстранённый, изысканный, как актёр, исполняющий роль в пьесе под названием «Чай». Он знает себя, свои качества, проявленные в его амплуа: шут, сказочник, созерцатель, волшебник, мудрец…

Главное здесь фон — он не спорит, не доказывает, не панибратски тусит, он делает своё дело: красиво, точно, наполнено.

Он не простой человек, он делает то, что люди сами сделать не смогут — он изменяет их состояние. Общение с ним необычно и запоминается надолго!

Эти люди создают свои правила, школы, а ещё им нужно своё пространство, где они могут проявить свои мощный поток.

лес5. Путник

Здесь снова отрицание формы, но не из-за её жёсткости, а из-за понимания многообразия форм и умения вписываться в любые формы. Это происходит без пафоса своей миссии и желания нести что-то людям, а просто, красиво, адекватно и скромно!

Такого человека трудно отличить от простого обывателя: он не зажигает благовония, не делает красивые жесты, не говорит умных речей…

Просто от случайного чаепития с ним из первопопавшейся чашки с трещиной и старого невзрачного чайника — мир изменяется! Попадаешь в мир ЧАЯ, прикасаешься к сути, к Духу Чая, и всё остальное становится не столь важно… Всё остальное может принимать любые формы…

Отличить его можно по глазам, по принимающему молчанию, по некой созерцательности… И по настоящности предметов, которые казались вначале странными (не столь изысканными как у чайного мастера), потом, приглядевшись к ним, понимаешь, что в этой простоте предметов, как и в человеке есть суть, которая не привлекает внимания яркими формами и красками, а тихо сияет внутренней красотой…

__________________

Вот такими я вижу этапы постижения чая.

Каждый из них занимает как минимум 3-5 лет. Опыт — это время! И бессмысленно преждевременно «чайнику» объяснять про Ча Дао — тогда можно получить «чайника-изотерика». Нет необходимости Чайному Мастеру отбрасывать свою бытовую магию, «свободным чайным художникам» вписываться в социальные структуры, а Путнику работать на сцене. Нужно просто идти по пути Чая, отрабатывая необходимые в данный момент качества (внутренние или внешние), не бояться меняться и с каждым шагом приближаться к многообразию и сути Чая.