Пять хаток, или Випассана через 8 лет

Автор: cha.com.ua - Последнее обновление: 19 Сентябрь 2014, 10:04 - Поделиться! - Прокомментировать!

Гаутама БуддаПосле трехлетнего перерыва я снова стал монахом на 10 дней, поехав на свой 11-й курс випассаны.

Возле Пятихаток под Киевом, в пяти хатках и вокруг них, у 150 участников началось исследование субатомного мира мышц, мыслей, суставов, эмоций…

 

Пять хаток, или домиков – это столовая, мужской корпус, женский корпус, душевая и зал для медитаций. Все это в сосново-дубовом лесу в окружении белок, дятлов, теплого сентябрьского воздуха и прозрачного неба.

На 10-дневном курсе випассаны, как и раньше, я медитировал по десять и более часов в сутки. В том числе ночью в постели, когда не было глубокого сна. В один из дней я вдруг понял, что нужно написать новую статью о випассане.

Первая было написана давно («Снов снов, или Випассана букашки» — о моем первом курсе). Возможно, у некоторых читателей с тех пор возникал вопрос: «А что дальше было с тем парнем?» Писать о глубоких прозрениях и высоких состояниях не буду, но кое-чем полезным (надеюсь) поделюсь.

 

Смех и слезы

Эмоциональных всплесков, как на первых курсах, не было. Хотя смех и слезы встречались.

Однажды днем я пошел в душ в отдельно стоящем доме. Накануне я там уже был. Дверь «Ж» и «М». На входе путь преграждала девушка, которая, увидев меня, нехотя посторонилась. Я прошел к двери «М» и открыл. Что-то меня смутило. Три существа, обращенные ко мне спиной и завернутые в полотенца, больше напоминали женщин, чем мужчин. И тут я понял, что весь душ сейчас – женский!

Я быстро удалился. На встречу – служащий курса с широко открытыми глазами. «Сейчас время приема душа для женщин», — шепчет он. «Я не знал», — шепчу в ответ, и лицо растягивается в улыбке.

Второй раз я усмехнулся, садясь на скамейку. Решил разместиться на краю, чтобы оставалось место для других желающих отдохнуть. Медленно приседаю, касаясь руками и пятой точкой деревяшек. Уровень горизонта резко качнулся. В позе полуприседя, на полпути к бездне, застываю со скамейкой, которая противоположным концом упирается в небо. Улыбаюсь спонтанным качелям.

Скупые слезы пару раз катились по щекам во время медитации. Страдания людей, жалость к себе. В этот разу все быстро ушло. Уступив место мягкому любящему состраданию. Мы часто не понимаем, что творим, совершая привычные для нас действия неосознанно. Сеем – жнем, пожинаем плоды своих поступков и снова засеваем в миллионных количествах. Веками.

 

Ступа Sagaing в БирмеКомары кармы

Несмотря на большое количество комаров, которых я заметил в самом начале, ни один меня не трогал. До середины курса, потом решили испытать. Но я с этим уже имел дело не раз.

Кто-то сел на лоб. Комар. Больно вонзился. Наступает самый важный этап – наблюдать за ощущениями, не реагировать. Как показала практика, если просто созерцать неприятные ощущения, последствия укуса не видны и не ощутимы.

Благодаря такой технике я тренирую уравновешенное отношение к любой боли, в том числе эмоциональной. Именно в этом заключалось революционное открытие Гаутамы Будды: не реагируя на ощущения, мы искореняем старые «долги», чистим карму, освобождаемся от страданий.

 

Гениальное – просто

Всю практику на 10-дневном курсе випассаны можно описать тремя словами: шила, самадхи, паньня.

Шила – не врать, не красть, не убивать, не пить, не курить, отсутствие секса.

Самадхи – концентрировать и очищать ум с помощью дыхания (в основном первые три дня).

Паньня (санскр. праджня) – обретать мудрость, без реагирования наблюдая ощущения и эмоции (последние семь дней).

В этой кажущейся простоте кроется огромная сложность и для тела, и для ума. Во-первых, они (тело и ум) не привыкли долго сидеть на одном месте. Во-вторых, трудно усидеть на месте, когда на поверхность вдруг поднимаются монстры-тараканы. В-третьих, тотально болят спина, колени и другие части тела.

Бывают и другие причины, о которых вы узнаете, начав практиковать самостоятельно. Перед тем, как вы приступите, вот вам несколько пожеланий, от всего сердца.

 

С.Н. Гоенка в медитации

С.Н. Гоенка в медитации

Пожелания для тех, кто едет на випассану, впервые или повторно

А) Не обращайте внимания на других участников семинара, меньше смотрите по сторонам, особенно в первые дни. Так у вас получится быстрее и тоньше заострить свое дыхание и внимание, с помощью которых вы вскроете немало нарывов, вредных комплексов и шаблонов поведения. Меньше будет соблазнов вовлечься в привычные блуждания ума, который только ищет повод.

 

Б) Кушайте умеренно. Завтрак в 6:30. Не спешите. Лучше после медитации походите на улице, а потом идите в столовую. Обед в 11:00. Мне хватало 1 черпак супа и пару столовых ложек каши. Плюс ложка салата, кусок хлеба. Чуть имбирного настоя или чая.

Пусть будет легкое недоедание. Ужин в 17:00 – узвар с сахаром. Умеренно кушая, ты помогаешь тонким взаимодействиям субатомных частиц внимания и тела.

 

В) Шила – это фундамент, без нее под вопросом оказываются самадхи и паньня. Врать можно не только языком, но и действием. На курсе мы становимся монахами, которые кушают то, что пожертвуют люди. Курсы проходят бесплатно, за проживание и питание участники не платят (лишь после 10-дневки можно что-то пожертвовать для проведения следующей випассаны).

Поэтому еда, которую вы припрятали у себя в сумке или тумбочке, а потом потихоньку жуете в кустах, является нарушением шилы. Как и любое перемигивание с соседями.

 

С.Н. Гоенка

С.Н. Гоенка, учитель Випассаны ( 30 января 1924 — 29 сентября 2013)

Г) Медитируйте даже когда кажется, что ум не работает и вы ничего не чувствуете. Такой нейтральный этап, мертвая зона или медитативная лень (называйте, как хотите) может длиться один час, полдня, иногда день. Продолжая делать анапану (дыхание) или випассану (ощущения), вы вдруг получите результат.

 

Д) Сдайте на хранение, до начала, все свои ценные вещи, телефоны, ключи от машины и т.д., чтобы на протяжении курса не волноваться и не соблазняться. Посреди випассаны в вашей голове может проснуться чудовище или клоун, который захочет проверить СМС или почту. А там и до соцсетей рукой подать, и до сбегания с курса.

 

Е) Часы на курсе не нужны. Точка. Часы висят в корпусе, где вы живете. Все события происходят по звуку гонга. Отсутствие у вас личных часов подарит еще несколько слоев погружения внутрь себя.

 

Ж) Подушка. Внимательно отнеситесь к выбору того, на чем будете сидеть. Долго. Сидеть дома и сидеть на курсе випассаны – это две большие разницы. Йог, который дома или в зале может полдня просидеть в лотосе, на випассане сталкивается с тем, что на четвертый или другой день не способен высидеть даже один час. Потренируйтесь дома на подушках разной высоты. Если колени висят в воздухе, лучше под них что-то подставить (подушечку, валик, плед).

 

З) Поза. Тоже тренируйтесь, попробуйте несколько сидячих поз. Любых. Главное, чтобы в них как можно дольше просидеть. Во время курса старайтесь менять позу очень медленно и спокойно, несмотря на ощущения, которые вы можете испытывать.

 

Вот и все. В добрый путь!

 

Автор: Тарас Литвин

 

Первую статью о Випассане читайте здесь: «Снов снов, или Випассана букашки»

Вера Полозкова: «Записки с випассаны»

Написать комментарий

*